Мы в соцсетях:

г. Раменское, ул. Воровского 8/1

Ежедневно 09:00-20:00

закрыть
О клинике Цены Акции Лаборатория Портфолио Отзывы Статьи Контакты
Лечить нельзя удалять

Часто ли вам приходилось слышать что-то вроде «этот зуб лечить бесполезно, будем удалять»? Надеемся, нет – ведь это утверждение часто бывает ошибочным. И самый, казалось бы, бесперспективный зуб внезапно оказывается вполне излечимым. Правильно расставить знаки препинания во фразе «лечить нельзя удалять», а также разобраться в том, что является показанием для исполнения «удалительного приговора», поможет врач-стоматолог клиники «МК Технология» Петина Евгения Дмитриевна.

— Здравствуйте, Евгения Дмитриевна! Сейчас бытует мнение, что в стоматологии стало очень много хирургии – значительно расширились показания к хирургическому вмешательству, врачи так и норовят направить к имплантологу и вообще «любят поудалять зубы». Скажите, так ли это?

— Отнюдь. Я бы сказала, что подобная позиция – пережиток прошлого. Сейчас стоматология – одно из самых развивающихся направлений в медицине. Постоянно появляются свежие методы, внедряются новые технологии лечения. И в XXI веке всё-таки «политика партии» идет в сторону зубосохранительных мероприятий – то есть если зуб можно спасти, надо спасать.

Например, в нашу клинику часто обращаются люди с различными осложнениями кариеса – воспалительными процессами вроде кисты, периодонтита. И обычно такие пациенты идут напрямую к хирургу с уверенностью, что сделать уже ничего нельзя, и остается только удалить зуб и установить имплант.

— А разве подобная уверенность не обоснована? Та же «киста» звучит весьма опасно.

— *смеется* Нет, далеко не всегда нужно бежать к хирургу, если на осмотре обнаружена киста или еще что-то настолько же жутко звучащее. Это еще не приговор. Как я уже сказала, стоматология – весьма прогрессивное направление, и сегодня это позволяет нам успешно лечить такие случаи. Мы придерживаемся мнения, что хороший хирург – это не тот, кто сделал сотню операций, а тот, кто отказался от сотни ненужных. У нас хорошие хирурги, поэтому многие пациенты со всякими гранулемами и кистами в итоге перебираются в кресло терапевта.

Каждый зуб – это отдельный орган, и это огромная ценность. Поэтому цель нашей работы – спасение зубов. Удаляем мы только в крайнем случае.

— Хорошо, давайте рассмотрим на примере той же кисты. Каким образом можно спасти зуб?

— Давайте. Для начала разберемся, как и почему она вообще образуется.

Стадии развития кариеса

Вот есть зуб. На нем есть небольшой кариес эмали. Никаких симптомов, ничего не болит. Это кстати то, почему так важно ходить на профилактические осмотры 1-2 раза в год – его можно будет заметить и быстро вылечить. Но предположим, что никто его не увидел, и кариес прогрессирует.

Вторая стадия – это кариес дентина. Это уже вполне заметная лунка в зубе. Иногда могут быть несильные боли, оскомина. Там могут застревать кусочки пищи. Такой кариес все еще очень легко вылечить – если вовремя обратиться к врачу. Если этого не сделали, он прогрессирует дальше – в какой-то момент зуб пронзает острая боль. Значит, кариес дошел до пульпы.

При пульпите боли сильные, но периодические. Жевать им практически невозможно. Лечение пульпита уже сложнее и дороже, чем на двух предыдущих стадиях – тут уже и депульпирование, и прочистка каналов, и прочие «прелести». Интересно то, что даже с пульпитом люди не всегда идут к врачу – таблеточку обезболивающего закинут и «а что идти, вроде прошло».

И все это приводит к развитию периодонтита – то есть поражения твердых тканей вокруг корня зуба. Через кариозную полость туда попадает инфекция, и начинается воспаление. Вот тут и формируется киста.

Пульпа уже мертва, и в зубе отсутствует кровообращение – соответственно, у организма нет никакой возможности справиться с инфекцией. И он делает всё что может – начинает выстраивать своеобразную «баррикаду» вокруг естественных отверстий (где раньше проходили сосуды и нервы). Наш организм в этом плане достаточно простой парень – на все чужеродное, будь то предмет или бактерии и продукты их жизнедеятельности, он реагирует воспалением.

— Хорошо, вот началось воспаление. Почему там начинает расти киста?

— Дело в том, что одна из «ступеней» воспалительного процесса – появление макрофагов. Это специальные защитные клетки, которые размножаются и мигрируют к месту воспаления. Там они уничтожают бактерий, остатки погибших клеток, обезвреживают то, что уничтожить не могут – в целом, весьма полезные ребята.

Как мы помним, до врача человек так и не дошел, так что инфицированные останки пульпы никуда не делись. Так что макрофаги разводят бурную деятельность у корней зуба очень долгое время. В итоге уже начинается разрушение костной ткани (за это нужно поблагодарить остеокласты – макрофаги костной ткани), и появляется сначала гранулема, а потом и киста.

— А почему инфекция не распространяется дальше на костную ткань?

— Так все бактерии, которые имеют глупость выйти за пределы зуба, тут же съедаются макрофагами – сама полость воспаления практически стерильна. Соответственно, наша цель – это устранить инфекцию, находящуюся непосредственно в зубе.

— И какие есть варианты, кроме полного удаления вместе с кистой?

— Тут два пути: хирургический и «консервативный».

Можно провести резекцию верхушек корня (удалить часть корня вместе с десной), потом положить туда искусственный костный материал. Но для этого нужно резать десну, то есть это полноценная хирургическая операция. Многие считают, что это самый лучший и единственный работающий способ лечения кист больших размеров.

Резекция верхушки корня

— Но не вы?

— Но не я. Прогнозируемый срок жизни такого зуба – около 5-ти лет, при этом часто воспалительный процесс начинается снова, и тут уже о сохранении думать не приходится.

Я обычно придерживаюсь «консервативного» метода лечения осложнений кариеса – эндодонтии. Это когда лечение идет через каналы, без разрезания десны. В общих чертах, достаточно качественно промыть каналы и избавиться от инфекции терапевтическими препаратами. Правда, нужно понимать, что это достаточно длительное лечение — от 1 месяца и до полугода.

Эндодонтическое лечение каналов

— Ого, а почему так долго?

— Просто оно может идти в несколько этапов, в зависимости от величины кисты. Пациент приходит ко мне, я промываю каналы, кладу в полость лекарство, провожу рентген-контроль – и ставлю временную пломбу. Через 2,5-3 недели всё повторяется. И так до тех пор, пока положительный результат не будет однозначно подтвержден результатами рентгена. Кому-то хватает одного такого «сеанса», кто-то все 6 ходит. В среднем где-то через полгода после начала лечения можно устанавливать постоянную коронку. В самых сложных случаях я ставлю временную коронку еще на полгода, потом снова провожу рентген-контроль. И если всё в порядке, то уже ставлю постоянную.

— Хорошо, с вариантами лечения более-менее понятно. А что же тогда является однозначным показанием к удалению?

— В общем-то, основное показание – это запущенные зубы. Как я уже сказала, на начальных стадиях развития кариеса большинство людей думает «потерплю – само пройдет». И вот это терпение иногда приводит к такому поражению корней, что лечить уже просто нечего. То есть пролечить-то можно – но смысл? Зуб ведь должен не просто находиться во рту, «для красоты», да? Он должен выполнять свою функцию. Поэтому если восстановить зуб не представляется возможным – он конечно идет под удаление.

Потом, кариес корня. Если пошло разрушение зуба ниже уровня десны – чаще всего восстановить его нельзя. Ему просто не хватит прочности выдерживать нагрузки.

Аналогично с депульпированными зубами, не покрытыми коронкой – у них отсутствует кровоснабжение, поэтому зуб медленно разрушается, крошится. У него тонкие стенки и он также не выдерживает жевательной нагрузки. При разломе более 7мм спасать уже нечего, «лечить нельзя, удалять».

— А киста, получается, всё-таки не является показанием к удалению?

— Да нет, и она может – вопрос запущенности. Если киста большого размера, то скорее всего разрушено слишком много костной ткани и лечить зуб уже будет неэффективно.

— А большого размера – это сколько?

— В средним – более 1 см. Но по опыту это надо невероятно запустить воспаление – она же не за день и не за два так вырастает. Иногда принимают решение удалять, даже если киста небольшая – например, если воспаление находится по соседству с имплантатом.

— А бывают ли какие-то врачебные ошибки, из-за которых приходится удалять зубы?

Отлом инструмента в канале зуба

— К сожалению, да. Самая частая – сломанные инструменты. Прочистка каналов – дело тонкое, и иногда во время работы инструмент может сломаться. Обычно их можно достать, или запломбировать вместе с ними. Но иногда обломок мешает адекватно пройти канал – и тут уж ничего кроме удаления не остается.

Перфорация стенки зуба

Еще одна ошибка, приводящая к удалению – это перфорация зуба. Это когда в процессе лечения образовывается отверстие в стенке зуба. Это не совсем приговор, иногда его можно закрыть как еще один канал – но так работает только если поврежден непосредственно корень. При перфорации в области раздвоения корней расставание с зубом чаще всего неизбежно.

— И на место удаленного зуба надо обязательно ставить имплант? Или можно просто оставить лунку?

— Вообще да, по-хорошему надо. Дело в том, что «природа не любит пустоты», как любил говорить мой преподаватель. Есть такой феномен, Попова-Гордона. Это когда зуб опускается или поднимается из-за отсутствия своего антагониста. Например, человеку пришлось удалить шестой зуб на нижней челюсти. И со временем его антагонист (шестой зуб на верхней челюсти) начинает опускаться вниз, пытаясь «заполнить» пустое пространство. В итоге оголяется межкорневая перегородка, туда проникает инфекция, и далее по уже описанной схеме: киста, разрушение костной ткани, если запустить – удаление.

— А что по поводу пресловутых «восьмерок»? Их удаляют всегда просто потому что они есть?

— Что ж, это и правда одни из самых «капризных» зубов. Мнение, что их удаляют всегда, и ошибочно, и нет – дело в том, что статистически с ними в разы больше проблем, чем с любыми другими зубами. Грубо говоря, очень мало людей с абсолютно здоровыми и ровными зубами мудрости. У большинства они банально ретинированные или дистопированные – а это прямое показание к удалению.

— Понятно. Пока вопросов больше не осталось. В целом, как вы считаете, стоит ли сохранять свои зубы?

— Я на 200% уверена, что да, стоит. Сейчас огромное количество правда качественных протезов и имплантов, но ни один из них не может полностью заменить родные зубы. Да, за зубами нужно следить, и многим это кажется очень сложным. Да, иногда лечение может быть очень долгим и не очень дешевым. Но я уверена, что, если есть шанс сохранить свои зубы – оно того стоит.