Созданное в 1990 г. как биолого-химическая гимназия, наше учебное заведение стало работать над решением проблем, которые позволили бы по-новому осмыслить задачи обучения, воспитания и развития учащихся средних школ. Такими проблемами стали: обучение без домашнего задания, экологизация учебных программ, интеграция курсов и дисциплин, разработка систем консультаций и зачетов. Комплексное использование разработанных приемов, средств и способов обучения можно проиллюстрировать на примере раздела «Черви», изучаемого учащимися 7-х классов по зоологии.
Организация работы с понятийным аппаратом на уроках зоологии при изучении нового материала, его закреплении и проверке может быть продемонстрирована на примере урока «Приспособления свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания», который проводился в течение двух часов, так как в нашем учебном заведении предусмотрены спаренные занятия. Но на это занятие можно отвести и один час – с заданием на дом.
Урок 1. «Приспособления свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания» (1-2 ч)
Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Ресничный червь», «Сосальщик», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», лото «Циклы развития паразитических червей», модели тела планарии и кожно-мускульного мешка червей.
В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.
Таблица. Характеристика червей
Признаки
Представитель типа Плоские черви
Аскарида человеческая
Белая планария
Печеночный сосальщик
Бычий цепень
Аскарида человеческая
5. Органы передвижения
6. Органы прикрепления
9. Кожно-мускульный мешок
10. Пищеварительная система
11. Выделительная система
15. Систематическое положение
* Этот столбец заполняется на следующем занятии
Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.
Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.
В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.
Планария: А – поперечный разрез; Б – системы органов
При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.
На следующем этапе урока учитель объясняет строение кожно-мускульного мешка плоских червей, используя при этом модель поперечного разреза планарии, и задает вопрос: «Почему кожно-мускульный мешок так называют?» Учащиеся отвечают, что он образован кожей и мышцами, «одевающими» тело червя, как мешок. Для того чтобы лучше запомнить его строение, учащиеся несколько раз вслух проговаривают название мышц, лежащих под кожей. Затем последовательно разбирается строение пищеварительной, выделительной и нервной систем. При этом отмечается, что промежутки между внутренними органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой (от греч. пара – возле, енхима – что-то разлитое; букв. разлитое рядом).
Слово «паренхима» вместе с его переводом учащиеся записывают в терминологический словарь в конце тетради.
Так как учащиеся еще не знакомы с понятием «органы животных», целесообразно указать, что у белой планарии все основные процессы жизнедеятельности происходят в специальных частях тела, образованных тканями, которые называются органами. При этом учащиеся отмечают, что ткань – это совокупность клеток, выполняющих определенную функцию, и преподаватель предлагает им по аналогии сформулировать понятия «орган» и «система органов».
В вопросах размножения и развития новым понятием является гермафродитизм. Хотя с ним ученики встречались при изучении гидры, но не называли термин). Слово «гермафродит» образовано от имен двух греческих богов – Гермеса и Афродиты. Отсюда учащиеся делают вывод об обоеполости этих животных. При этом учитель обращает внимание учеников на кокон (также новый термин), в котором развиваются яйца червя.
Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.
При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.
Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.
При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.
Цикл развития печеночного сосальщика
Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.
Систематические понятия закрепляются при перечислении признаков типа и класса, что ведет не только к лучшему запоминанию изученного материала, но и к развитию умения анализировать и выбирать главное. При ответе на вопрос: «От каких животных произошли плоские черви и как можно это доказать?» учащиеся останавливают свой выбор на чертах усложнения организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными, что способствует закреплению филогенетических понятий. Эту же цель преследует вопрос: «Является ли упрощение организации паразитических плоских червей биологическим регрессом?», на который учащиеся отвечают отрицательно и доказывают, что указанное упрощение организации связано с приспособлением плоских червей к паразитизму.
При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.
Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:
В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.
Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.
«Белая планария ведет . (активный) образ жизни, в связи с этим у нее развилась . (двусторонняя) симметрия тела, передвигается при помощи . (ресничек), поэтому относится к классу . (Ресничные черви), имеет хорошо развитый . (кожно-мускульный мешок) и . (системы органов): пищеварительную, выделительную, нервную, половую, состоящие из . (органов), пространство между которыми заполнено рыхлой соединительной тканью . (паренхимой).»
В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.
Урок 2. «Приспособления паразитических плоских и круглых червей к среде обитания» (1–2 ч) Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия. Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни. Оборудование: влажный препарат «Аскарида: самец и самка», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень», кодоскоп, кодограмма «Цикл развития человеческой аскариды». Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности. На примере бычьего цепня и человеческой аскариды, которых преподаватель демонстрирует на таблице и влажных препаратах, учащиеся сравнивают паразитических червей, относящихся к двум разным типам – Плоские и Круглые черви, рассматривают циклы развития этих червей и продолжают работу по заполнению таблицы «Характеристика червей», которую начали на прошлом занятии. Цикл развития бычьего цепня В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни. На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ. При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями. При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов. Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой. На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов. Для закрепления знаний, полученных на занятии, преподаватель предлагает учащимся игру «Узнай, чей признак», которая заключается в разделении признаков, перечисляемых учителем, на характерные для плоских червей (поднять правую руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих типов червей (поднять обе руки) и признаки, у червей отсутствующие (все руки опущены). Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.* В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими. При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения. В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов. Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи. Раз в две недели мы отводим время для проведения консультаций по наиболее интересным или сложным вопросам. Такая консультации была предложена семиклассникам и по завершении изучения цикла «Паразитические черви». Проводили ее одиннадцатиклассники, которые одновременно закрепляли в памяти собственные знания по зоологии.
Тематическая консультация «Многообразие паразитических червей и борьба с ними» (1 ч) Цель и задачи консультации: зная особенности паразитических червей, выработать меры борьбы с ними. Выяснить черты приспособленности паразитических червей к среде обитания, показать значение этих животных в природе и для человека, научиться определять предложенное животное и давать характеристику процессов его жизнедеятельности, овладеть понятийным аппаратом раздела «Черви». Оборудование и материалы: таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты: «Сосальщик», «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», световые микроскопы. В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы. Вопросы старшеклассникам Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы? От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать? Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить? Вопросы семиклассникам Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер? Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте. Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек? После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа. В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими. * Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28. В пресных водоемах можно найти спрятавшихся под корягами, камнями и листьями небольших, длиной 1-2 см, плоских червей — планарий. Рисунок: белая планария Двусторонняя симметрия белой планарии Тело планарий вытянуто и сплющено сверху вниз. Задний конец тела заострен, а передний расширен, и от него в обе стороны отходит по короткому выступу — это органы осязания, щупальца. Здесь же помещаются два черных глаза. Если присмотреться, то можно заметить, что правая половина планарий выглядит как зеркальное отражение левой. Такую симметрию, в отличие от лучевой симметрии кишечнополостных, называютдвусторонней. Она характерна для большинства многоклеточных животных и возникла в связи с развитием активного передвижения. Кожно-мускульный мешок белой планарии Рисунок: расположение мышц у белой планарии Покровы тела планарии покрыты ресничками, благодаря которым планария может плавно передвигаться. Под кожными покровами располагается несколько слоев мышц. Они не лежат в виде отдельных пучков, а плотно срастаются с кожей, образуя кожно-мускулъный мешок. При помощи мышц планария может менять форму тела и передвигаться. Под кожно-мускульным мешком нет полости, и все пространство между органами заполнено рыхлой соединительной тканью. Ткань — это объединение однородных клеток, выполняющих определенную функцию. Так, мышечные клетки планарии, сходные по строению и функциям, составляют мышечную ткань, выполняющую функцию движения, Ткань, покрывающую тело животного, называют покровной. Нервные клетки объединяются в нервную ткань. Таким образом, планарии имеют 4 разновидности тканей: покровную,соединительную, мышечную и нервную. Эти ткани имеются у всех многоклеточных животных, более развитых, чем плоские черви. Рисунок: системы внутренних органов белой планарии Органы пищеварения белой планарии Рот у планарии находится посередине тела, на брюшной стороне. Он ведет в глотку. Это ловчий аппарат: через рот глотка может высовываться наружу, проникать внутрь добычи, высасывать ее содержимое. Переваривание пищи происходит в разветвлениях кишечника, который заканчивается слепо. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот наружу. У планарии имеются органы. Орган — это определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию. Так, глотка у планарии — орган для захвата пищи и проведения ее в кишечник, а кишечник — орган, в котором переваривается пища. Органы, участвующие в захвате пищи, в ее передвижении и переваривании (у планарии рот, глотка, кишечник), составляют систему органов, называемую пищеварительной. У животных различают системы органов: пищеварительную, дыхательную, выделительную, нервную,кровеносную, половую. Органы дыхание белой планарии Специальных органов дыхания у планарии нет, и растворенный в воде кислород проникает в ее организм через всю поверхность тела. Образовавшийся углекислый газ удаляется наружу также через всю поверхность тела. Органы выделения белой планарии Все тело планарии пронизано многочисленными тонкими разветвленными канальцами. Нервная система белой планарии У планарии нервные клетки не разбросаны по всему телу, как у гидры, а собраны в два нервных ствола. В передней части они объединены в утолщение — нервный узел. Органы размножения белой планарии В передней части тела планарии расположены два овальных тельца —яичники, а по всему телу разбросаны многочисленные пузырьки — семенники. В яичниках развиваются яйца, а в семенниках — сперматозоиды. Следовательно, у одной и той же планарии образуются как женские, так и мужские половые клетки. Таких животных, в организме которых имеются одновременно и женские, и мужские органы размножения, называютдвуполыми или гермафродитами. Планария откладывает группы яиц, окруженных плотной оболочкой. Развившиеся в яйцах маленькие планарии разрывают оболочку кокона и выходят наружу. Очень часто в пресных водоемах, среди камней и коряг, можно обнаружить белого маленького червя размером 1-2 см. Это молочная, или белая, планария — организм, относящийся к семейству плоских червей. Важно! Внешний вид червя мало отличается от вида печеночного сосальщика или кошачьей двуустки. Но в отличие от них, он не причиняет никакого вреда здоровью животных и человека. Белая планария — это хищник, питающийся белковой пищей. В рацион червя входят мелкие рачки, улитки, остатки переваренной пищи водных обитателей. Помимо водоемов, местами обитания планарии являются и аквариумы, в которые они попадают с речными песком, водорослями и улитками, помещаемыми в аквариум любителями рыбок. Белая планария — свободноживущее животное, передвигается с помощью волнообразных сокращений мышечных тканей, покрытых микроскопическими ресничками. Движения очень плавные, неразличимые невооруженным глазом. Тело животного разделено на две равные, симметричные половинки. По мнению ученых, такое деление туловища позволяет червю полноценно существовать как в водной среде, так и на суше. Черви класса ресничных являются беспозвоночными организмами с симметричным телом Общие сведения Характеристику белой планарии необходимо начать с того, что это — один из представителей довольно большого рода. Иными разновидностями этих червей являются, например, углоголовая, рогатая, бурая планарии. Такие названия они получили вследствие определенных внешних признаков. Так, существует траурная, а также черная планария. Большинство из этих червей выбирает в качестве среды своего обитания пресные водоемы. Общим у этого вида червей является поразительная способность к регенерации. Интересно! Если отделить у червя голову, то она через некоторое время отрастает вновь. Из ничтожной части, отделенной от планарии, довольно скоро образуется новая полноценная особь. Тип червей «белая планария» ведет скрытый образ жизни, прячась под корягами, камнями и в густых водорослях на дне водоема или вблизи него. Икра рыб, различные мелкие организмы — рачки, улитки — вот то, чем питается планария. Иногда она нападает и на мальков рыб. Передвижению червя способствует кожно-мускульный мешок, образованный продольными и поперечными мышцами и расположенный по внешней поверхности микроорганизма. Молочная планария обычно обитает под камнями или на листьях Важно! Микроорганизм, находясь в естественной среде, выделяет горькую едкую слизь, защищающую его от нападения различных хищников. При попадании в искусственные условия червь теряет эту свою способность. Размножение Размножение белой планарии необходимо рассматривать с учетом того, что эти существа являются гермафродитами. Поэтому размножаются они 2 способами: Половым, когда черви входят друг с другом в кратковременный контакт, в процессе которого происходит соединение мужских и женских клеток. После этого акта в организме червя образуется большое количество яиц, которые откладываются им в укромных и безопасных местах. У яиц большой уровень защиты, поэтому они остаются неповрежденными даже при воздействии экстремальных температур. Бесполым. Такое размножение планарии происходит путем деления червя на части. Из каждого такого фрагмента вырастает взрослая особь. Самопроизвольно тело гельминта распадается в случае его попадания в неблагоприятные условия для жизнедеятельности. Эта особенность позволяет червю выжить. Бесполый способ размножения планарии Паразит или нет? Хотя белая планария относится к хищникам, однако паразитом она не является. Это обусловлено тем, что жизнедеятельность этих простейших осуществляется свободно, вне зависимости от каких-либо других организмов. Они, нападая на мелких существ, оправдывают свою характеристику как хищника, но при отсутствии живности могут питаться падалью, а в аквариумных условиях — хлебом и водорослями. Для человека и животных планария абсолютно безвредна. Однако мелкой рыбешке в аквариуме червь способен нанести значительный урон. Загрязненная частичками корма теплая вода является идеальной средой для размножения этих мелких вредителей, наносящих значительный урон флоре и фауне аквариума. Поэтому для того, чтобы избежать их появления в аквариуме, нужно поддерживать в нем идеальную чистоту. В аквариум червь попадает вместе с грунтом и ракушками Примечание. Необходимо сделать оговорку. Довольно часто в качестве прибежища планария использует панцирь ракообразного, в котором червь ищет пищу и прячется. Размножившись, черви могут забить жабры рачка и удушить его. Это позволяет дать наименование планарии — косвенный паразит. Черви способны забить дыхательные пути у рачков, приводя к их гибели Строение Строение белой планарии считается упрощенным, однако и у этого примитивного существа имеются различные системы и органы, позволяющие выделить его из ряда плоских червей. Червь обладает следующими органами чувств: зрением; осязанием; равновесием; химическими чувствами. В дыхании червя не участвуют какие-либо специальные органы. Источником дыхания становится растворенный в жидкости кислород, для потребления которого служит вся поверхность тела. Реснички, двигаясь, смывают с туловища продукты распада, облегчая этим дыхание. Схему строения планарии необходимо изучать с рассмотрения пищеварительной системы. В нее входят выдвижная глотка и кишечник, в котором происходит переваривание пищи. Рот расположен на туловище червя и выполняет одновременно функцию анального отверстия. Представленный 3 ответвлениями кишечник позволяет заглатывать пищу, превышающую по размеру саму особь. У червя имеется примитивная, но довольно своеобразная пищеварительная система Внутреннее строение планарии способствует нормальному развитию ее жизнедеятельности благодаря работе органов: пищеварения; движения; выделения; нервной и половой систем. Кровеносной и кроветворной системы червь не имеет. Процессы газообмена и насыщения кислородом происходят через кожу. Полости между органами у плоского червя отсутствуют. Пространство заполняют рыхлые клетки паренхимы и межклеточной жидкости. Плоское строение планарии позволяет органам располагаться в непосредственной близи от поверхности. Благодаря своему строению червь надежно защищен от неблагоприятных воздействий внешней среды Белая, или пресноводная, планария получила большое распространение по всему миру, как в пресноводных водоемах, так и в аквариумах.